Предлагается защитить права субъектов МСП при приватизации объектов культурного наследия

Eлeнa Сaмтынoвa

TarasMalyarevich / Depositphotos.com

В Гoсдуму вчeрa внeсeн зaкoнoпрoeкт, кoтoрым прeдлaгaeтся 1 устрaнить вoзникшую нeoпрeдeлeннoсть в вoпрoсe oтчуждeния гoснeдвижимoсти, являющeйся oбъeктoм культурнoгo нaслeдия и нaxoдящeйся в aрeндe у субъeктoв МСП. В чaстнoсти, плaнируeтся п. 5 ст. 3 Фeдeрaльнoгo закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ “О приватизации государственного или муниципального имущества” (далее – Закон № 178), которым предусмотрено отдельное регулирование вопроса приватизации малым бизнесом арендуемого госимущества, дополнить положением о рассмотрении такой возможности приватизации и в отношении арендуемых МСП памятников истории и культуры.

Напомним, Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 159-ФЗ “Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ” (далее – Закон № 159-ФЗ) предусмотрено преимущественное право субъектов МСП на возмездное приобретение арендуемого имущества из государственной или муниципальной собственности по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимой оценкой, при одновременном соблюдении следующих условий:

  • арендуемое имущество на день подачи заявления находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет;
  • отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество;
  • арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации” перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам МСП, за исключением случая, предусмотренного ч. 2.1 ст. 9 Закона № 159-ФЗ;
  • сведения о субъекте МСП на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества не исключены из единого реестра субъектов МСП (ст. 3 Закона № 159-ФЗ).

Необходимость внесения предлагаемых изменений автор законопроекта, депутат Госдумы Ильдар Гильмутдинов, обосновывает тем, что действующая с 2015 года редакция ст. 29 Закона № 178-ФЗ предусматривает специальный режим приватизации объектов культурного наследия в составе имущественного комплекса унитарного предприятия, преобразуемого в АО или ООО, а также путем продажи на конкурсе или путем внесения указанных объектов в качестве вклада в уставный капитал АО при условии возложения на них требований к содержанию и использованию объектов.

Однако с 2015 года по 2018 год многие объекты культурного наследия, арендованные МСП, приватизировались без проведения конкурса, путем реализации преимущественного права на приобретение в собственность субъектов МСП. В этой связи есть вероятность, что сделки в отношении объектов культурного наследия, которые были приватизированы без проведения конкурса, могут быть оспорены. Данная ситуация может повлечь недействительность таких сделок, возврат отчужденных объектов в собственность государства, а бюджетных денежных средств, соответственно, субъектам МСП. Кроме того, по мнению парламентария, отсутствие возможности для субъектов МСП воспользоваться преимущественным правом на приобретение в собственность арендуемых объектов, может негативно сказаться на сохранении объектов культурного наследия, поскольку собственники таких объектов обязаны осуществлять финансирование соответствующих реставрационных мероприятий.

_____________________________

1 С текстом законопроекта № 856817-7 “О внесении изменения в статью 3 Федерального закона “О приватизации государственного и муниципального имущества” и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.